Зачем ночью вокруг Парфенона разбрасывают куски мрамора?
Туристы любят увозить с собой кусочки древних сооружений «на память». Обеспокоенные судьбой Парфенона, власти Афин наняли специальных рабочих, которые ночью разбрасывают вокруг храма специально привезённые куски мрамора.
Храм богини Афины Парфенос построен на Акрополе в 447—438 до н. э.
О печальной судьбе афинского Парфенона известно всему миру. Бессмертный храм... не бессмертен: миллионы туристов, приезжающих осмотреть Акрополь, норовят увезти с собой хоть крохотный кусочек Парфенона (а иные прихватывают в качестве сувенира и вовсе немалые куски) и тем самым безжалостно растаскивают бесценное творение. Многолетняя практика показала, что полиция здесь бессильна, и городские власти давно уже прибегают к такому средству: по ночам специальные рабочие разбрасывают вокруг Парфенона "отколовшиеся" куски мрамора. Турист ведь неразборчив, да и поднять камень с земли ему проще, чем отбить от колонны, а у храма все же остается надежда выжить. Любопытно здесь вот что. Свежий "древний" мрамор поставляют из карьера, где работает семья Скарисов. Сыновья, отцы, деды, пра..., прапра..., прапрапрадеды занимаются в каменоломне своим переходящим по наследству делом вот уже... две тысячи лет. И за все это время от неумирающего племени туристов нет отбоя. Подсчитано, что запасов мрамора хватит еще на несколько сотен лет. А дальше?..
Для информации:
Храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447—438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. П. представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м); в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.
Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней.
П. отличался исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов. П. подвергся разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. В 1801—03 большая часть скульптуры П. была вывезена в Великобританию и в 1816 помещена в Британский музей в Лондоне.
Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973; Carpenter R., Die Erbauer des Parthenon, Münch., 1970.
Источник: Музей фактов